Подчиняюсь, но не сдаюсь

 

ПОДЧИНЯЮСЬ, НО НЕ СДАЮСЬ.

ИЛИ О ТОМ, ЧТО У ПОДЧИНЕННОГО В ГОЛОВЕ.

(Из цикла "Биоэнергетика делового общения")

 

Продолжаем наш цикл. Внутреннее администрирование или взаимоотношение с подчиненными - это проблема, на которой спотыкаются многие предприниматели. В России, в отличие от Запада, у предпринимателя, если он только не одиночка, возникают острые проблемы с подбором сотрудников, с которыми можно было бы надежно и долго работать. По своей значимости проблема кадров и подчиненных на российском рынке выходит на одно из первых мест.

Процессы взаимодействия начальника и подчиненного внутри организации в нашей стране имеют давнюю традицию и волновали еще дореволюционных предпринимателей. Суть этих взаимодействий в том, что в России невозможно просто нанять сотрудника так, как это делается на Западе. Невозможно купить его лояльность, работоспособность, преданность, поставив определенные материальные условия. Он обязательно в определенный момент вас бросит или просто будет тихо бойкотировать свои обязанности. На Западе достаточно только организовать человеку ощущение, что он может вылететь из фирмы, а, с другой стороны - дать ему соответствующее вознаграждение за работу, как, фактически, 90% проблем взаимоотношений с партнером оказываются решенными. Элементы деловых взаимоотношений непосредственно встроены в западную культуру и человек, фактически, подготовлен к работе самими обычаями и культурными традициями своей страны. Российская же культура формировалась таким образом, что всякие нормальные деловые взаимоотношения оказались полностью исключенными из нее. Сами принципы делового взаимодействия в российской культуре отрицаются и осуждаются. Фактически, именно эти аспекты российской культуры приводят к ограничению в деловой жизни. Соответственно, для делового человека возникает необходимость непрерывных воспитательных воздействий на своего подчиненного.

     Естественно, что в частной фирме кто-то занимает более ведущее

положение по праву хозяина. Он накопил денег и, соответственно, стал хозяином своего дела. Но любому русскому человеку это кажется абсолютно неестественным. Русский человек не может, в принципе, воспринимать нормально, когда кто-то, не являющийся по всем моральным категориям выше его, командует им. Если он замечает, что начальник имеет какие-то слабости, у него сразу же возникает состояние физической невозможности выполнять его распоряжения - внутри него поднимается буря протеста. Даже если он и начнет выполнять это распоряжение, то покажет перед этим всем окружающим своим видом, что думает о начальнике. Он покажет, что умнее начальника, или сильнее, или честнее и т.д. Он покажет, что хотя и подчиняется, но не сдается. Вообще, подчинение для русского человека это странное по своей неадекватности состояние. Человек превращается либо в удивительно безобразное существо, демонстрирующее унизительную угодливость, либо в совершенно неуправляемого и необъяснимого рациональными причинами бунтаря. Это удивительное явление в русской культуре...

Таким образом, можно сформулировать два принципиальных положения кадровой политики в нашей стране. Первое, это то, что в России нормального подчиненного, способного не рассуждая выполнять ваши распоряжения, невозможно купить. Можно только создать или воспитать его. Рассчитывать на нормальные, неэмоциональные рыночные отношения невозможно. И второе положение. Методики формального управления кадрами в России не работают. Они хорошо работали в условиях советского предприятия, когда эффективности от действий подчиненного, в принципе, не требовалось, а требовалось, чтобы он выполнял формальные обязанности.

В чем же должна состоять работа по воспитанию подчиненного? Смысл техники, элементы которой мы хотим вам дать в том, что нужно уничтожить у него систему создания ощущения своего внутреннего превосходства.

Но предварительно нужно сказать несколько слов о некоторых особенностях восприятия человека человеком. Мы уже писали о том, что при общении возникают два канала взаимодействия. Первый канал - логический, на который мы обычно сознательно обращаем свое внимание. По этому каналу собеседники обмениваются друг с другом фактической информацией, говорят о существе дела, демонстрируют внешнюю сторону своего поведения. Второй канал - это канал подсознательного реагирования, чувственный или эмпатический канал. Через эмпатический канал передается информация о вашем самочувствии: физическом, физиологическом, эмоциональном. Чтобы понять своего подчиненного, нужно знать, что как никто другой, житель России при разговоре ощущает не только деловую сторону вопроса, не только внешние аспекты вашего поведения, но и информацию, которая поступает через эмпатический канал. Его психика чутко реагирует на неосознаваемые им детали вашей мимики, запах, на тысячи незаметных мелочей. В результате, возникает определенная эмоциональная оценка вас вашим подчиненным. И если вашему подчиненному здесь что-то показалось не так, то эта информация молниеносно воспринимается и используется не в вашу пользу. В административной деятельности этот канал приходится учитывать в наиболее полном объеме. Без этого вообще ничего не сделать. Поэтому при взамоотношениях с подчиненным вы должны научиться управлять информацией, которая поступает к нему по эмпатическому каналу. Кроме того, вы должны построить специальную тактику взаимодействия с ним.

Эффективность вашего воздействия на подчиненного во многом будет зависеть от того разнообразия внутренних состояний, которые вы умеете создавать при общении с ним и которые будут передаваться ему по эмпатическому каналу. Как минимум, нужно владеть тремя вариантами таких состояний. Первое состояние - это состояние холодной отчужденности или недоступности. Второе состояние – дружеская доверительность. Третье состояние - это представление и сжигание негативного образа вашего подчиненного. Обращаем внимание, что создавать какое-то эмоциональное состояние не означает просто механическое изменение вашей мимики, позы и т.д. Главное, чтобы у вас возникло и соответствующее физиологическое состояние тела. Ведь передавать эмпатические сигналы о вашем состоянии ему будет именно ваше тело. Например, для того, чтобы создать состояние недоступности, недостаточно принять строгий вид и застегнуться на все пуговицы, замаскировав этим ваше реальное самочувствие. Вы все равно не сможете его замаскировать, потому что это самочувствие передается вашему подчиненному через тысячи сигналов, которые вы никогда не сможете проконтролировать. Нужное состояние можно организовать только совершив определенные внутренние действия. Так, состояние недоступности можно воспроизвести, если представить в деталях, что вы находитесь в абсолютно недоступном и опасном для другого человека месте, что приближение к вам несет угрозу для его жизни. Мысленно проведите черту по столу между вами и подчиненным, которая разделяет вас. Вы увидите, что возникает резкое изменение состояния подчиненного... Он почувствует чувство внутренней угрозы, исходящее от вас. Он шел с чувством, что может с вами сделать что угодно, а в результате у него резко уменьшится желание даже просто проявлять свою независимость.

Но состояние внутренней угрозы, состояние вашей неприязни – это только деталь вашего поведения. Если вы попытаетесь в таком состоянии обсуждать с человеком деловые проблемы, то, естественно, ваш подчиненный физически не способен будет что-то воспринять. Он не поймет вас, если вы в таком состоянии. Это не западный человек. Поэтому обязательно нужно владеть состоянием дружественной доверительности по отношению к подчиненным. Для организации такого состояния можно представить, что на его месте сидит твой приятель и ты ему доверительно излагаешь обстоятельства дела, которые являются, фактически, закрытыми, недоступными для всех остальных людей, являются тайной. Большинство наших людей с удовольствием начинают участвовать в деле, если оно имеет некий тайный смысл. По этой причине, если возникает состояние внутренней доверительности и приобщение подчиненного к какой-то производственной тайне по-поводу самых банальных истин, тогда на режиме интимной передачи закрытых сведений вы можете добиться от своего подчиненного внимания. Обратите внимание, важна не сама информация. Важно, что вы причащаете подчиненного к каким-то внутренним тайнам. Важно ваше внутреннее состояние, в котором вы говорите о каких-то делах.

И, наконец, третье состояние, которым также желательно владеть при  взаимодействии с подчиненными, это состояние, возникающее при сжигании мысленного образа негативной реакции подчиненного. Представьте негативную реакцию подчиненного в виде какого-то изображения, например, на фотографии, и мысленно сожгите ее с возможно более полным воспроизведением процесса. Такое магическое действие окажет очень существенное влияние на него.

Играя этими состояниями, используя их при каждом разговоре с подчиненными, свободно переходя из одного состояния в другое, вы создадите у подчиненного состояние эмоциональной растерянности. Он не сможет найти опору для создания внутреннего пренебрежительного отношения к вам. Он ощутит ваше превосходство и станет действительно вашим подчиненным.

 

     С.П.Розов

     В НАЧАЛО СТАТЬИ 

 

                                                                                                     Назад Вперед

Главная | Новости | Занятия для души | Статьи | О редакторе | Прайс-лист | Связь | Гостевая книга

Рейтинг@Mail.ru     SpyLOG     Rambler's Top100     be number one     Наш Питер. Рейтинг сайтов.

 "Зеркало Петербурга". Электронная версия газеты. Официальный сайт. © 2002 by Victor Popov & Alex Makarov

Используются технологии uCoz